Большая работа Совета Активистов по вопросу расположения Дублера МКАД
Весной 2020 года, еще накануне пандемии, на информационных порталах проскочила новость о строительстве по территории нашего округа платного южного дублера МКАД - трассы Солнцево-Бутово-Видное-Молоково-Лыткарино-Железнодорожный.

Комитет градостроительства, землепользования и транспорта Ленинского Союза Активистов сразу включился в работу - запросил всю необходимую информацию об этом проекте.
Откуда деньги:

В 2016-2019 годах Правительством Московской области были по отдельности утверждены проекты планировки строительства трассы Бутово-Видное, реконструкции Каширского шоссе и строительства дороги Каширское шоссе-Молоково-Андреевское-Лыткарино. По сути, все эти проекты, стыкуясь между собой, образуют как раз тот самый южный дублер. Проблема же все это время состояла в отсутствии финансирования.

Муниципальные депутаты и областные чиновники, лоббируя интересы крупных строительных корпораций, поспешили выдать разрешения на строительство гигантских микрорайонов, совершенно не подумав о развитии транспортной инфраструктуры. Вместо того, чтобы обязать застройщиков типа "Самолет", "МИЦ" или "ПИК", получающих многомиллиардную прибыль с нашей земли, вложиться в строительство необходимых дорог и развязок, они повесили это обязательство на налогоплательщиков.

В начале 2020 года появился новый инвестор, готовый вложить 40% капитала в строительство дублера в обмен на право взимать плату за проезд в течение 30 лет. Остальные 60% лягут на бюджет области.

В январе 2020 года Мособлархитектура издает распоряжение о начале разработки проекта дублера. А в феврале с инвестором заключается Концессионное соглашение. Согласно полученному нами ответу Минтранса области, разработка проекта планировки дублера будет завершена к концу этого года. Сроки строительства дороги - до 2025 года.
Безусловно, новая трасса нужна нашему округу, как воздух:
Причем, наш Комитет считает, что трассу можно спроектировать так, чтобы количество пострадавших от ее прохождения было минимальным.
Ее строительство, наконец-то, разгрузит злосчастную развязку Каширского и Володарского шоссе, на преодоление которой водители и пассажиры автобусов тратят до двух лишних часов в день,
уменьшит транспортный поток через центр Видного и Расторгуево,
установит сообщение нашего округа с Лыткарино и Рязанским шоссе благодаря строительству моста через Москву-реку в районе Андреевского.
частным домам в СНТ "Победа", "Лира"
южной части Ермолино и Дыдылдино,
восточной части Мисайлово (в районе Островского шоссе)
и в северо-западной части Молоково (район Поповка).
В связи с тем, что существовала опасность прохождения трассы Дублера МКАД по существующим домам наших сограждан, Комитет градостроительства Совета Активистов активно включился в работу по изучению всех имеющихся документов по Трассе и оперативно информировал общественность о всех найденных "интересных" фактах.
Например Комитетом были изучены документы по согласованным трассам:
- Солнцево-Бутово-Видное;
- Каширское шоссе 4,4 км - Ям;
- Каширское шоссе 0-4,4 км;
- Каширское шоссе - Мисайлово;
- Мисайлово-Молоково-Андреевское-Н.Мячково,
которые предположительно должны были стать основой для будущего платного Дублера МКАД.

Результатом этой работы стала карта участков, которые могут пойти под снос.
С другой стороны, трасса пройдет по:
Комитет градостроительства Совета Активистов подготовил предложения по корректировке проекта Дублера МКАД в интересах жителей округа и в целях максимального сохранения природы
ИСКЛЮЧИТЬ СНОС ДОМОВ В СНТ "ПОБЕДА" И "ЛИРА"
Изменить траекторию трассы в районе Лопатино и заменить две разворотные петли (в районе Лопатино и в районе Павелецкой железной дороги) на одну, расположенную восточнее ЖК "Усадьба Суханово" ,- это позволит частично избежать сноса домов в СНТ "Победа" и СНТ "Лира", а также сократить затраты на строительство. Этой петлей смогут пользоваться жители ЖК "Гоударев Дом", города Видное, и поселка Федюково, выезжающие в сторону Симферопольского шоссе.
ПУСТИТЬ ТРАССУ В ТУННЕЛЕ В РАЙОНЕ СУХАНОВО И ЗАВИДНОГО
Предусмотреть прохождение трассы в туннеле в районе охраняемого природного ландшафта Суханово, а также в районе микрорайонов Южное Видное, Завидное, Купелинка. Хотя такое проектное решение и увеличит стоимость проекта, оно позволит сохранить ценный ландшафт, и убрать шумную магистраль прямо из-под окон людей. Кроме того, экономия на строительстве лишней разворотной петли, указанной в пункте 1, и развязки, указанной в пункте 4, позволит изыскать дополнительные средства.
ПУСТИТЬ ТРАССУ В ТУННЕЛЕ В ДЫДЫЛДИНО
Предусмотреть прохождение трассы между деревнями Пуговичино и Дыдылдино в туннеле, а не по эстакаде. Это также позволит уменьшить шумовую нагрузку и загрязнение воздуха в населенных пунктах, а с учетом естественного понижения рельефа (овраг) строительство туннеля может оказаться и дешевле эстакады.
ИСКЛЮЧИТЬ НЕНУЖНУЮ РАЗВЯЗКУ
Исключить из проекта строительство ненужной развязки дублера с Федюковским шоссе, предлагаемой к размещению южнее улицы Хуторская.
Вместо этого мы предлагаем просто расширить существующее Федюковское шоссе и организовать его примыкание к трассе в районе ЖК "Усадьба Суханово" (после туннеля). Транспорт, следующий из Федюково в сторону Симферопольского шоссе, может пользоваться предлагаемой в пункте 1 разворотной петлей. А транспорт, следующий в обратном направлении, может съезжать с дублера перед въездом в туннель и следовать по существующим Расторгуевскому и Федюковскому шоссе. Это также позволит сократить затраты.
ИСКЛЮЧИТЬ ТРАНЗИТНЫЙ ПРОЕЗД ЧЕРЕЗ РАСТОРГУЕВО
Исключить заезд на скоростную трассу с улицы Гоголя в Расторгуево. Узкие и тихие улочки так называемого "Крольчатника" (народное название части Расторгуева, примыкающей к кладбищу) не рассчитаны на большой транзитный поток. Дорога Расторгуево-Петрушино должна пройти под дублером без съездов на него.
ИСКЛЮЧИТЬ СНОС ДОМОВ В ЕРМОЛИНО
Изменить траекторию трассы в районе Ермолино так, чтобы исключить снос жилых домов. Возможно, это потребует удлинения эстакады, но это может быть компенсировано удешевлением проекта за счет пунктов 1, 4 и 5, а также отсутствием необходимости выкупать участки и расположенные на них строения.
ИСКЛЮЧИТЬ СНОС ДОМОВ В МИСАЙЛОВО И МОЛОКОВО
Изменить траекторию трассы в районе Мисайлово и Молоково - пустить ее параллельно Островскому шоссе, в обход жилых домов, озера Бочаги и лесного массива.
ПРЕДУСМОТРЕТЬ ШУМОЩАЩИТНЫЕ ЭКРАНЫ
Установить шумозащитные экраны и высадить лесозащитные полосы в районе ЖК Государев Дом, ЖК Видный Город, СНТ "Победа", ЖК Усадьба Суханово, ул. Гоголя, СНТ "Лира", села Ермолино, деревень Мисайлово, сел Остров, Молоково, деревни Андреевское.
ПЕРЕНЕСТИ НАДЗЕМНЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД В ЛОПАТИНО БЛИЖЕ К ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ ЦЕНТРАМ ЖК "ВИДНЫЙ ГОРОД" И "ГОСУДАРЕВ ДОМ"
БЕСПЛАТНЫЙ ПРОЕЗД ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ЛЕНИНСКОГО ОКРУГА
Обеспечить право бесплатного проезда по трассе для граждан, проживающих в Ленинском городском округе. Это требование обосновано тем, что многие территории округа просто не будут иметь альтернативного выезда. Напомним, изначально инвестор заявлял стоимость проезда в районе 10 рублей за км.
Наша цель - минимизировать дискомфорт для жителей округа и максимально сохранить существующую природно-историческую среду.
Ленинский Совет Активистов (ЛСА) направил в Мособлархитектуру свои комплексные предложения по корректировке проекта Дублера МКАД.
Предложения были приняты разработчиком проекта к рассмотрению.
Каким должен быть Дублер МКАД по версии Администрации?
Примерно через месяц после описанных выше событий на сайте Администрации ЛГО появляется схема прохождения Дублера МКАД.
Качественно проанализировать новую схему прохождения трассы Дублера МКАД - стало основной задачей для Комитета градостроительства Совета Активистов.
Из анализа схемы следует:
Анализ второго участка показал, что есть альтернативный путь южнее той трассы, которая предлагается в проекте
проектировщики решили отказаться от первоначального варианта прохождения дороги через Молоковский поворот и ЖК "Пригород Лесное".
участок трассы от Варшавского до Каширского шоссе на схеме остался без изменений.
проблема пробок на Каширском и Володарском шоссе та и не будет решена
новый выезд из ЖК "Пригород Лесное" его жители смогут увидеть только в рекламных буклетах "Самолет Девелопмент"

будут уничтожены экосистемы двух лесопарков, которые должны были войти в состав особо охраняемой природной территории "Природно-исторический комплекс Горковский"
Тщательно изучив схему прохождения дороги, выложенную на сайте Администрации, Комитет градостроительства и транспорта Ленинского Совета Активистов в свою очередь предлагает все-таки вернуться к варианту прохождения трассы через ЖК "Пригород Лесное", немного его изменив (зеленая линия на рисунке - вариант Б).
Чем это грозит:
РЕШЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛАПСА
В настоящее время одним из самых загруженных перекрестков не только Ленинского округа, но и, пожалуй, всей южной части Подмосковья является пересечение Каширского и Володарского шоссе (так называемый Молоковский поворот). Проблему Молоковского поворота можно решить, только сделав многоуровневую развязку, предполагающую прямой съезд на трассу А-105 с Володарского шоссе (без левого поворота) и трехуровневое эстакадное пересечение потоков Москва-область (в обе стороны), Москва-Молоково и Молоково-область.

В рамках строительства южного дублера по варианту Б можно как раз и реконструировать эту развязку, что надолго решит мучающий всех жителей нашего округа вопрос пробок на Каширском шоссе.
ВЫЕЗД ИЗ ЖК "ПРИГОРОД ЛЕСНОЕ"
Уже сейчас, пока введено в эксплуатацию только 3 из 13 планируемых очередей ЖК "Пригород Лесное" пропускная способность выезда из микрорайона и узкого Володарского шоссе в часы пик не справляется с потоком автотранспорта. Дорога от дома до МКАД у жителей ЖК "Пригород Лесное", "Ново-Молоково", Молоково и других населенных пунктов этого направления утром может занимать от 1 до 3 часов в зависимости от погодных условий.

Всего планируемая численность ЖК "Пригород Лесное" составляет 90 тысяч человек. Вместе с Ново-Молоково - 100 тысяч человек.
Поэтому логично было бы пустить трассу по варианту Б как раз мимо этих микрорайонов, а не через леса, где нет ни одного крупного населенного пункта.
СОХРАНЕНИЕ ЗАПОВЕДНИКА
Согласно утвержденной схеме развития особо охраняемых природных территриий Московской области обширные хвойно-широколиственные леса к северу от Пахры должны были войти в состав природно-исторического комплекса "Горковский". На территории представлены редкие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу.
Прокладка трассы по варианту А сокращает фактическую площадь будущего заповедника на 40%. Сложнейшие экосистемы лесных массивов, раздробленных трассой, потеряют устойчивость, деградируют и превратятся в придорожные лесополосы (если не будут вырублены под автосервисы и придорожные кафе).
СОХРАНЕНИЕ ЧАСТНОГО СЕКТОРА
Между тем местные жители объединяются в Инициативную группу.
Предлагаемый нами вариант Б в отличие от первоначального варианта (от которого пока отказались) не предполагает снос домов - ни в Мисайлово, ни в Молоково.
ИСКЛЮЧЕН СНОС ЧАСТНЫХ ДОМОВ В ЕРМОЛИНО
Чем хорош альтернативный путь, предложенный членами Совета Активистов:
ИСКЛЮЧЕНО ПРОХОЖДЕНИЕ 6-ти ПОЛОСНОЙ ТРАССЫ В БЛИЗОСТИ ОТ ЖИЛЫХ ДОМОВ
В случае реализации варианта Б2 дорога пройдет не между Расторгуево и городским кладбищем, а южнее - между кладбищем и деревней Петрушино. Затем, пройдя по эстакаде над железной дорогой и трассой М-4 "Дон", свернет вдоль последней и уйдет на восток между деревнями Сапроново и Калиновка. Для реализации этого варианта придется изъять и снести несколько нежилых строений бывшего Калиновского животноводческого комплекса (перешедшего после развала колхоза в собственность ГК "Рота" и не используемого в настоящее время по своему прямому назначению). Далее трасса пройдет южнее деревни Пуговичино и выйдет на заданную проектом точку Каширского шоссе.

Альтернативный вариант Б2 был прорисован с учетом планируемой ширины трассы (6 полос и 2 обочины по 3,75 м, разделительная полоса 5 м) и минимальных радиусов кривых в плане (не менее 800 м для скоростного режима 120 км/ч).

Описанная южная альтернатива в свое время предлагалась и самим Правительством Московской области, но впоследствии от нее отказались в пользу варианта А2.

В Инициативную группу вошли представители ЖК "Государев Дом", ЖК "Видный Город", деревни Лопатино, Расторгуево, ЖК "Усадьба Суханово", подсобного хозяйства дома отдыха Суханово, города Видное, ЖК "Завидное", микрорайона Купелинка, деревень Дыдылдино и Пуговичино, ЖК "Пригород Лесное", ЖК "Ново-Молоково", села Молоково, поселка "Солнечный Остров", деревень Коробово, Мисайлово, Орлово и Богданиха.
Инициативная группа поставила перед собой задачи:
- обсудить проект трассы со своими соседями по районам
- подготовить совместно с Ленинским Союзом Активистов комплексные предложения по корректировке проекта.
предлагается проложить трассу парой километров южнее - прямо через Коробовский и Богдановский лесопарки, мимо поселка Петровское, деревень Коробово и Богданиха с выходом на проектируемый мост через Москву-реку в районе деревни Андреевское.
В качестве обоснования своей позиции мы приводим следующие доводы:
Совместная работа Совета Активистов и Жителей
Совет Активистов совместно с Инициативной группой жителей ознакомился с проектом Дублера МКАД, выложенным на сайте
Перед Инициативной группой, сформированной из представителей почти всех территорий прохождения дороги, стояла непростая задача - учесть интересы и потребности всех жителей, обеспечив при этом максимальное сохранение природы.
С полным пакетом наших замечаний можете ознакомиться в приложенном файле.
А: Пустить трассу южнее деревни Сапроново.
Этот вариант позволяет не только убрать трассу из-под окон, но и избежать планируемый снос частного сектора в Ермолино и СНТ "Лира". И кстати, в случае реализации варианта А расстояние от дороги до домов в Петрушино, Сапроново и Калиновке будет значительно больше, чем до домов в Ермолино, Дыдылдино и Пуговичино в случае реализации первоначального проекта.
Однако, следует учесть, что такой перенос будет возможен только после публичного обсуждения с жителями Калиновки, Петрушино и Сапроново, поскольку по генплану дороги там никогда не было.
В: Пустив трассу по существующему Симферопольскому шоссе, затем по незастроенным полям Подольского округа южнее деревень Яковлево, Федюково и Калиновка, вывести ее на заданную точку Каширского шоссе.
Этот вариант практически идеален, так как в этом случае дорога идет вдали от всех населенных пунктов, не затрагивая при этом ни лесов, ни ценных исторических ландшафтов..
Г: Вообще отказаться от строительства участка трассы между М-4 "Дон" и Каширским шоссе.
Такой вариант тоже возможен. В этом случае дорога, соединив Варшавское шоссе и М-4, закончится развязкой с последней. Переброску транспортного потока на следующий участок платной трассы можно будет осуществить через существующую развязку М-4 и Каширского шоссе в районе села Ям. Возможно этот вариант и теряет в логистике, но разве благополучие людей того не стоит?
Снос нескольких десятков частных домов планируется в СНТ "Победа", СНТ "Лира" и селе Ермолино. Этого можно полностью или частично избежать, выбрав варианты А, В или Г. Но даже в случае исходного варианта можно сократить количество сносимых домов, перенеся разворотные петли на другое место.

Трасса проходит по одному из самых живописных мест нашего края в районе усадьбы Суханово. И хотя последняя редакция проекта предполагает ее прохождение там в туннеле (в соответствии с направленными ранее предложениями Ленинского Совета Активистов) все равно ее влияние на ландшафт будет велико.
В связи с этим мы предлагаем:
- рассмотреть вариант В;
- а при невозможности его реализации продлить туннель в районе ЖК "Усадьба Суханово", организовать пересадку молодых сосен и компенсационное озеленение.
Наличие съезда и заезда на трассу в районе Расторгуевского кладбища неизбежно повлечет за собой мощный транзитный поток транспорта на М-4 "Дон" через узкие и не предназначенные для этого улочки южной части Расторгуева, многие из которых даже лишены тротуаров. Аналогичная проблема может возникнуть и в деревне Лопатино, где через деревенские улочки устремится поток машин, объезжающих платный участок.Эти проблемы можно решить следующим образом:
- предусмотреть развязку с М-4;
- исключить из проекта ненужные съезды в Расторгуево;
- закрыть транзитный проезд в Лопатино
ПРОЕКТ НАРУШАЕТ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ В ЧАСТИ БЛИЗОСТИ ДОРОГИ К ДОМАМ
Согласно действующим нормативам расстояние от магистрали 1 категории до жилой застройки даже с учетом применения шумозащитных экранов не может быть менее 25 м. Этот норматив никак не бьется на улице Завидная города Видное, где проезжая часть будет расположена менее, чем в 20 м от домов. Опуская вопрос о том, как в свое время чиновники умудрились согласовать подобную жилую застройку, зная о перспективах прохождения трассы, логически мы видим всего 4 способа решения этой проблемы:
ПРОЕКТ ПРЕДПОЛАГАЕТ СНОС ЧАСТНОГО СЕКТОРА
А также полосы озеленения и компенсационные парковочные места в микрорайонах вместо ликвидируемых в процессе строительства. К слову, шумозащитные экраны не защитят от шумового воздействия жителей высоких этажей, находящихся в пределах прямой видимости от полотна дороги. Поэтому в таких местах при невозможности изменения трассировки дорогу желательно закрыть в туннель.
СОХРАНИТЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ СУХАНОВО
Или хотя бы не взимать плату с общественного транспорта и сделать бесплатным участок дороги, идущий по существующему Расторгуевскому шоссе.
ИСКЛЮЧИТЬ ТРАНЗИТ ЧЕРЕЗ ЛОПАТИНО И РАСТОРГУЕВО
Мы против необоснованного дробления лесов и зон отдыха вспомогательными дорогами. В частности, в районе ЖК "Восточное Бутово" и микрорайона Купелинка.
МИНИМИЗИРОВАТЬ ДРОБЛЕНИЕ ЛЕСОВ И ЗОН РЕКРЕАЦИИ
СДЕЛАТЬ ДОРОГУ БЕСПЛАТНОЙ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ОКРУГА
Проект дороги необходимо согласовать с планами по возможному строительству дополнительной станции МЦД-5 в районе деревни Петрушино.

Б: Заключить трассу в районе Купелинки и Завидного в туннель.
Комплексные замечания, основанные на анализе нормативных актов:
ПРЕДУСМОТРЕТЬ ВЫДЕЛЕННУЮ ПОЛОСУ ДЛЯ АВТОБУСОВ, ТРОТУАРЫ, ВЕЛОДОРОЖКИ И ШУМОЗАЩИТНЫЕ ЭКРАНЫ
УВЯЗАТЬ ПРОЕКТ С МЦД-5
Кому деньги?
В феврале 2020 года Правительство Московской области заключило Концессионное соглашение на строительство дороги с ООО "Лыткаринская платная дорога" - организацией, в которой числится один сотрудник. Сама же "Лыткаринская платная дорога" является дочерней компанией АО "ИК Регион", одним из владельцев которого является бизнесмен Сергей Судариков - человек, близкий к главе "Роснефти" Игорю Сечину. ИК Регион, в частности, управляет негосударственным пенсионным фондом "Роснефти".

В соответствии с условиями Концессионного соглашения государство обязуется в течение первых 4 лет выплатить концессионеру 34,6 миллиарда рублей из бюджета в качестве капитального гранта, а затем выплатить еще около 20 миллиардов рублей инвестиционных платежей в процессе эксплуатации. Полная стоимость проекта оценивается в 86,7 миллиардов рублей в текущих ценах. Получается, что около 60% расходов будет покрыто за счет бюджета.

Концессионер в свою очередь строит дорогу и получает право на ее эксплуатацию и взимание платы за проезд в течение 29 лет после заключения соглашения.

Тариф за проезд 1 км для легковых машин составит около 10 рублей, для грузовых и фур - 20 и 30 рублей соответственно. Скоростной режим - 120 км/ч. Число полос - от 4 до 8 на разных участках. Длина дороги - 53 км. Прогнозируемый среднегодовой транспортный поток на начальном периоде эксплуатации - не менее 40 000 машин в сутки. Прогнозируемая выручка концессионера за 24 года эксплуатации дороги с учетом увеличения потока должна составить около 360 миллиардов рублей.

Если фактический поток машин окажется меньше запланированного, то государство должно будет ежеквартально компенсировать концессионеру недополученную прибыль.
Абсолютно все возможные риски в соответствии с условиями соглашения полностью ложатся на бюджет. В случае досрочного расторжения соглашения (независимо от его причины) государство обязано компенсировать концессионеру все понесенные им расходы, покрыть его обязательства перед кредиторами, выплатить проценты по вложенному капиталу (как если бы концессионер не инвестировал деньги в проект, а просто положил бы их на накопительный счет в банке), а в случае расторжения после начала эксплуатации - еще и компенсировать недополученную прибыль за весь период.

Конечно, учитывая уровень коррупции и состояние экономики в России, все эти меры для концессионера будут далеко не лишними. И, положа руку на сердце, мы понимаем, что инвестор поступил очень грамотно, включив эти пункты в договор.

Однако мы не понимаем другого: на кой черт областным чиновникам нужно было торопиться подписывать кабалу, не проработав предварительно даже примерную трассировку дороги? Что мешало вначале проверить выполнение всех технических регламентов, наличие на пути трассы ценных природных или исторических объектов, согласовать проект с ведомствами, провести обсуждение с жителями, переговоры с заинтересованными лицами, и только после этого идти подписывать соглашение с концессионером?

А теперь из-за своей спешки Правительство области оказалось перед выбором - строить дорогу с нарушением СНиПов прямо по головам жителей или платить неустойку концессионеру!

С текстом соглашения Вы можете ознакомиться по ссылке: